Инкотермс

Российские участники ВЭД нередко недооценивают значение  Инкотермс не обращая внимания на детали.  Например используя  только термин морским, а не водным транспортом.  Расскажем вам реальную историю, которая объяснит значимость таких правил как Инкотермс 

Почему так важен Инкотермс?

Такое мнение иногда приводит к очень серьёзным финансовым убыткам.
Отечественный экспортер подписал внешнеторговый договор на доставку металлургического сырья с Северного Урала в Австрию. Инкотермс 2010  (не прописал четкое место поставки). Это требование было включено в договор по просьбе заказчика, экспортер же подумал, что это условие несерьезное, ведь Австрия и Вена напрямую не омываются морем.

Экспортер обратился к отечественному экспедитору, что бы тот устроил перевозку, о нюансах договора экспедитор не знал.
Доставка этого груза может осуществляться только с помощью контейнеров, поэтому экспедитор сначала утвердил это условие с заказчиком, а затем сделал поставку товара прямым железнодорожным сообщением, в 20-ти футовых контейнерах, до терминала, который был сразу за пределами города Вены.

Смотрите также:  Электрифицированные дороги для электромобилей в Швеции

Так как в пределах города Вены нет терминала, который имеет право получать опасные грузы.
Но грузополучатель отказался получать груз на железнодорожном терминале, объяснив, что российский экспортер не исполнил условия договора, так как груз не был поставлен к назначенному  месту.

После долгих переговоров он согласился получить товар на железнодорожном терминале, однако при условии, что ему вернут по 800 евро за каждый контейнер  (т.к. будут дополнительные расходы).

Российский экспортер ответил отказом на эти требования. Покупатель обратился в третейский суд при национальной ТПП и выиграл. У Австрии нет выхода к морю, но Вена стоит на реке Дунай, где есть речной порт. Вот именно в этот порт и нужно было доставить груз по договору, т.е. в контексте контракта условие поставки CIF технически выполнимо. Поэтому суд обязал продавца поставить груз в речной порт, где у покупателя были свои склады, а также выплатить компенсацию. Общие убытки продавца стали более 1000 евро за один контейнер.
Утвержденные сторонами требования доставки технически выполнимы, но доставка товара с Северного Урала в Вену водным транспортом чрезвычайно сложная задача в технологическом плане. Груз нужно было бы сначала везти железнодорожным или автомобильным транспортом в Германию, до портов на Майне или Рейне, а потом переправлять до Вены линейными контейнерными судами. Эта дорога трудозатратная и отнимает слишком много времени, цена в 2,5 раза больше, чем при прямой железнодорожной перевозке.

Смотрите также:  Электровозы Rhenus

Вывод – правильный термин подобран неверно с экономической точки зрения.
Практика в отношении договоров перевозки и условий обработки грузов в портах изменяется и различается в зависимости от порта, региона и места. Изменяются нормы национального транспортного права, по этой причине при заключении внешнеторгового договора, когда планируется доставлять груз по морю, перед фрахтом судна или буксировкой контейнеров рекомендуется ознакомиться с транспортными законами страны назначения, а также правилами порта выгрузки.

Смотрите также:  Управление цепочками поставок

Если судовладелец не должен разгружать товар, это не значит, что продавец на условиях CFR и CIF может заключить договор перевозки, без выгрузки товаров с судна. На всякий случай, требуется указать в CFR и CIF «на линейных условиях».

Инкотермс – это очень удобный и практичный внешнеторговый инструмент, но им требуется грамотно пользоваться.

Транспортные условия поставки груза должны быть интересны обеим сторонам внешнеторговой сделки. Нельзя принимать те условия поставки, которых не сможешь выполнить.

Читайте наши удивительные новости от компании “Гриком”

Что такое Инкотермс ?     Транспорт Будущего      Блокчейн в международной  перевозке